ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм “До свидания там, наверху”

ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм "До свидания там, наверху"

“До свидания там, наверху” – французско-канадская драма о судьбе двух мужчин, талантливого художника Эдуарда Перикура и обычного служащего Альберта Майяра, которых свела и подружила Первая мировая война. Это экранизация бестселлера Пьера Леметра, поставленная режиссером Альбером Дюпонтелем (плюс сценарий и одна из главных ролей). Здесь нет голливудских масштабов, но поверьте, это абсолютно нестандартное, ни на что не похожее зрелище. Яркое событие в мире кинематографа: в 2018 году на кинопремии “Сезар” (французский “Оскар”) фильм был номинирован, на минуточку, в 13-ти категориях. И пять наград из них заслуженно получил! По иронии судьбы, исполнитель главной роли Науэль Перес Бискаярт даже не попал в номинации, зато в этом же году получил-таки заветную причудливую статуэтку в позолоте, изготовленную по рисунку скульптора Бальдаччини, как “Самый многообещающий актер”, но… за фильм “120 ударов в минуту”. Вот такие чудные дела вершит кто-то там, наверху.

brune
Второй подряд французский фильм для ОгласКи – необычный, яркий, эмоциональный, ошеломительный. И, тем не менее, мне он понравился меньше предыдущего – в пастельных тонах и бесконечных разговорах (“Двойная жизнь”). Хотя, “понравился” не совсем правильное слово, скажем, “зашел”. Быстро объясню, почему, а дифирамбы будете читать у других.

Во-первых, несмотря на то, что режиссер, сценарист и исполнитель главной роли Альбер Дюпонтель 13 раз переписывал сценарий, пока автор романа Пьер Леметр не одобрил его, меня сценарий не удовлетворил. Я так понимаю, кое-какие нюансы книги (нетрадиционная ориентация молодого художника) были убраны, отчего холодность между отцом и сыном в фильме совершенно необъяснима. И цель, по которой Эдуард хочет принять участие в конкурсе, затеянном отцом, тоже непонятна – по фильму он хочет заработать? Или намекает, что он жив, и это кусок из романа, который не смогли нормально адаптировать? И таких моментов могу найти еще несколько. Например, то, что произошло на крыше. Почему?

Во-вторых, мне до конца не был понятен выбор жанра – этакий закос под немое кино с присущей ему долей эксцентричности и клоунады. Возможно, Дюпонтелю такое решение показалось уместным, поскольку события разворачиваются в 1918 году, в расцвет немого кино. Как бы дань уважения. И действительно, некоторые сцены фильма очень выигрывают от этого, особенно инспекция кладбища госчиновником. И образ главного злодея получился отличным, в том числе благодаря некоторому утрированию, опять же, в духе жанра. Но трагические события, легшие в основу истории, по мне, нуждались в более деликатном оформлении. Не спорю, можно и о страшном рассказывать “легко и непринужденно”, на контрасте залечивая рану… Но это, по-моему, не тот случай.

Аплодисментов заслуживают художественное оформление, костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, операторская работа и, конечно, актеры. В целом, фильм произвел положительное впечатление, но не побрюзжать все-таки не смогла.

Scream 4
Возможно, я сейчас выскажу не очень популярное мнение, но рассматриваемый сегодня фильм получился очень странным. Он постоянно балансирует между драматичными моментами и моментами, наполненными каким-то абсурдным, я бы даже сказал, комичным содержанием, по крайней мере, мне так показалось. Возможно, это просто некая отличительная черта, специфика французского кинематографа, везде добавлять некоторую долю юмора, но из-за нее я так до конца и не прочувствовал всю тяжесть истории Эдуарда Перикура, который, к слову, совсем уж отошел на второй план к концу фильма. А ведь глядя на начало истории, где показывают войну со всеми вытекающими из нее малоприятными последствиями, без прикрас, не такого развития истории ты ожидаешь. Так же к недостаткам отнесу не до конца понятные мотивации героев. Сначала они говорят “нет”, потом – “да”, а у тебя в голове витает вопрос: как это работает? Потом они хотят наказать, вроде как, ужасного президента, при этом делая не менее плохие вещи.

Но при всей вышеописанной критике, фильм “До свидания там, наверху” ни в коем случае нельзя назвать плохим. Роскошные декорации, хорошие актеры, местами довольно жесткие и сильные сцены, богатая на детали съемка – все вместе создают совершенно неподражаемый колорит, а про начало фильма в окопах я уж совсем молчу. Сэм Мендес явно подсмотрел кое-какие детали, работая над картиной “1917”. По итогу же мы получаем хорошее кино, приправленное горстью, лично для меня, специфичных и спорных нюансов.

OlegD
С полной уверенностью про этот фильм можно сказать лишь то, что он определенно не заставит вас скучать. Причудливая фантасмагория, трагикомичный фарс, чем-то напоминающий нетленные классические романы, и в то же время снятый в исключительно современном, ярком, запоминающемся стиле. Получился вроде бы и фильм о войне, и драма о ее последствиях для обычных солдат, и криминальный триллер о двух аферистах, и любовная история, посыпанная сверху сатирой. Когда пошли финальные титры, а музыкального номера с танцующими канкан скелетами так и не случилось, я, честное слово, удивился и немного расстроился. Только его-то тут и не хватало.

Взявшийся за такое французское по стилю и чувственности смешение жанров, режиссер и сценарист Альбер Дюпонтель немало преуспел. Фильму не откажешь в остроте тем, в развлекательности общей канвы сюжета и при этом в трогательной истории дружбы, развернувшейся на фоне страшных потерь Первой Мировой войны. Приняв все во внимание, режиссер завязал этот узелок туго и уверенно. Тем не менее, меня не перестает мучить вопрос: а нужно ли было столько дополнительных красочных эффектов для того, чтобы передать историю столь простую и человечную? Не стоило ли Дюпонтелю сконцентрироваться на чем-то одном, чтобы его потом не обвиняли в скачущем тоне, эксцентричности и далеко не всегда подходящем для этой картины юморе? Наверное, каждый зритель сам в итоге ответит себе на этот вопрос.

Евгений S.h.
“До свидания там, наверху” – очень гротескная и очень французская история о “прекрасном лебеде” Эдуарде Перикуре (Науэль Перес Бискаярт), который из-за преступного приказа злого лейтенанта превратился в “гадкого утенка”. Вот такая “сказка” наоборот… Не решившись вернуться в отчий дом, не без помощи своего друга Альберта Майяра, которому он спас жизнь на войне, Эдуард объявляет себя погибшим. Со своеобразной поддержкой Альберта и соседской девочки Луизы он, используя дар художника, пишет картины на тему войны, которые пользуются популярностью у публики. Но однажды судьба вновь сводит “лебедя” и его друга с бывшим лейтенантом при интересных обстоятельствах.

Назвать “До свидания там, наверху” безупречным кинополотном, это не сказать ничего. Режиссер и исполнитель одной из главных ролей Альбер Дюпонтель буквально воздвиг себе памятник нерукотворный, наполнив фильм яркими композициями Кристофа Жюльена, некоторые из которых, кажется, пришли прямиком из какого-нибудь мультика с буффонадой. Возможно, вам это покажется странным, но если бы я услышал такую музыку в какой-нибудь короткометражке, типа “Тома и Джерри” или “Луни Тюнз”, меня бы это нисколько не удивило. И тем любопытнее, что в антураже послевоенной Франции и с учетом происходящих событий, она звучит вполне естественно и органично. Заглавная же тема, которая звучит как нечто личное и масштабное одновременно, тут стоит и вовсе особняком, вернее, Эйфелевой башней!

Какие пестрые и яркие костюмы у главного героя! Это – поверхность, а что внутри? А на актерскую игру Науэля Бискаярта особенно стоит обратить ваше внимание. Дело в том, что с момента обезображивания его персонажа Эдуарда нам ни разу не показывают его искалеченное лицо, он не произносит ни слова, но глаза… Его острый взгляд демонстрирует такой спектр эмоций, что невозможно закрыть рот от удивления! От “диалога” отца и сына кровь стынет в жилах, а от того, чем он в итоге заканчивается, сердце вовсе может екнуть! Но “До свидания там, наверху” все равно нельзя назвать фильмом одного актера, ни в коем случае. Каждому персонажу посвящен свой мини-сюжет, все актеры привносят важный вклад в общую историю, без которого она не будет казаться цельной и законченной. От невольного друга “художника без лица” Альберта Майяра (Альбер Дюпонтель) и обаятельной, но иногда слишком настойчивой девочки Луизы (с ярким дебютом тебя, Элоиз Бальстер), до того самого мерзавца – лейтенанта Праделя (Лоран Лафитт) и родственников Эдуарда – отца (Нильс Ареструп) и сестры (Эмили Декьенн).

Возможно, с первого просмотра вам будет сложно правильно воспринять картину. Сюжет вышел весьма насыщенным и богатым на события и действия, уследить за всем не сразу получится. Но это и делает фильм по-своему уникальным. При повторном просмотре можно разглядеть новые немаловажные и интересные детали, которые ты ранее упустил из виду, и, быть может, это даже позволит взглянуть на фильм под иным углом или воспринять его иначе. И хочется верить, что в еще более лучшую сторону.

xen04158602
Как спрашивал Алексей “Маэстро” Титаренко, в исполнении Леонида Быкова, в легендарном фильме “В бой идут одни “старики”: “Кто сказал, что надо бросить песни на войне?”. Но, хотя песня “нам строить и жить помогает” и прилетает, позванивая крыльями, с просьбой выбрать ее, искусство не ограничивается одними лишь музыкальными произведениями. И пусть война калечит не только тела, но и души выживших в пылу сражений, даже ей сложно сломить творческий мятежный разум.

Вот и Эдуард Перикур, попавший на поля мировой войны по воле отца, разочарованного в том, что сын не разделяет его взглядов, вынужден прозябать в окопах и рисовать втихомолку однополчан и карикатуры на командира. Того самого командующего, “благодаря” которому художник и получает ужасное увечье, но находит свое “Я”, повышая эпатаж до уровня почти Сальвадора Дали или Энди Уорхола. И находит, даже, можно сказать, откапывает, друга на всю жизнь. Но ему всегда было нужно совсем другое.

Фильм с самого начала подкидывает зрителю несколько характерных типажей, каждый из которых далек друг от друга, как небо и земля, но кого сводит между собой жизнь. Это – сам Эдуард Перикур, художник, творческая личность, не желающий мириться с неугодным устройством общества. Товарищ художника – неудачник, но добрый человек, не бросивший друга в беде, пошедший ради него на мелкие преступления и обман, хотя и для благой цели. Отец-деспот, трудно перенесший горе утраты супруги и потерявший связь с сыном, когда маленькому мальчику была нужна любовь и забота отца. И, наконец, хитрый и коварный военный, ставший обеспеченным кутилой с помощью удачных афер, не брезгующий в угоду собственному благополучию буквально идти по трупам. Всех этих персонажей свела война и ее последствия. Но, несмотря на серьезные темы, поднимаемые в фильме, проблема отцов и детей, смерть на войне и изувеченные судьбы, коррупция во власти и т.п., все это подается легко, порывисто, с оттенком несерьезности и юмора. Чего стоит одна сцена подмены тел в семейном склепе. При этом финальные двадцать минут позволяют поверить в праведное возмездие, справедливость, а также всепрощение. Причем нам наглядно демонстрируют правильность поговорки “Не рой яму другому, сам в нее попадешь”.

George
Французские фильмы обладают удивительным свойством, что выгодно отличает их от остальных кинематографий мира – это воздушная легкость в подаче материала и всепроникающий оптимизм, несмотря на то, что картина освещает трагический период в истории Франции. Хоть страна и вышла победителем в Первой мировой войне, но последствия в любом случае губительны, поскольку затрагивают человеческие судьбы. И “До свидания там, наверху” – это голос погребенных солдат, которые пока что не прощаются с живыми. Фильм невероятно красив во всех своих компонентах – чудесный свет, великолепные декорации и костюмы, парящая по воздуху камера, ее стремительные наезды и отъезды от героев, меткие диалоги, живая и выразительная игра актеров; все это придает динамизма не только в развитие сюжета, но и в отдельно взятой сцене, в отдельно взятом кадре. Это трогательная история двух солдат, вернувшихся с полей сражений, переплетенные судьбы героев, борьба добра со злом, воссоединение отца и сына (а также ответственность первых, отправивших своих сыновей на кровавую бойню) и сильный финальный аккорд, способный растопить любые сердца. Сложно далее сыпать эпитетами в адрес этой картины; просто хочется сказать, что это настоящее кино с большой буквы.

Angelina
У фильма “До свидания там, наверху” очень французский вкус: изысканный букет наполнен ароматом сочных красок визуала, шармом персонажей и дополнен оттенками легкой горечи лайма их судьбы. Картина Альбера Дюпонтеля рассказывает о нелегкой службе и жизни после войны утонченного Эдуарда Перикура и жуликоватого Альберта Майяра, которых сделала “друзьями по несчастью” Первая мировая война. “Служили два товарища, ага”, невольно хочется пропеть в этом месте песенку из любимого советского фильма, но в голове звучит совсем другая мелодия: чудесная музыка к ленте “До свидания там, наверху”, которую написал Кристоф Жюльен.

Прочтение всем известной истории с необычного ракурса восприятия, свежий взгляд, глоток чистого искусства для измученных римейками и спин-оффами киноманов – вот что такое этот фильм! Вехи кровавой войны, беспринципность жестоких командиров и разрушенные судьбы простых людей, пытающихся выжить в послевоенные годы, поданы своеобразно, слегка утрировано и (даже страшно произнести!) красочно. Этот фильм не оставит вас равнодушными – даже не надейтесь. Здесь гармонично все: прекрасные актерские работы (Науэль Перес Бискаярт, Альбер Дюпонтель, Лоран Лафитт, Нильс Ареструп), режиссерские и операторские находки, великолепное музыкальное сопровождение, оригинальная работа декораторов, художников и костюмеров (отдельное гранд мерси за маски Перикура), все подчинит и поразит ваше воображение.

Сюжет пересказывать не буду даже вкратце – кто заинтересуется, очень на это надеюсь, все подробно (даже слишком) изложено в синопсисе к картине, да и коллеги уже написали вполне достаточно. Не пожалейте свое время – посмотрите фильм. Загляните в эту расписную шкатулку, где ожившие герои Карло Гольдони (почему именно Гольдони пришел на ум?), выдернутые из своего времени злым роком и кинутые в самую бурю кровавого начала 20-ого столетия, “танцуют” свои сольные партии словно марионетки в руках опытного кукловода, который дергает их откуда-то сверху за ниточки судьбы.

Картина оставила горько-сладкое послевкусие и желание непременно пересмотреть ее через некоторое время. Никогда не забудется это видение – огромные глаза Науэля/Эдуарда Перикура, полные слез бесконечного отчаяния и боли. Его взгляд, однажды пронзив сердце и проникнув в душу, долго будет сниться по ночам.

Приятного просмотра.

Источник Kinonews.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

18 − одиннадцать =